Как выбрать бензопилу и инструкция по эксплуатации

Что есть бензопила? Бензопила, если отбросить хитрые технические термины – это такая специальная машина с бензиновым двигателем, приводящим в движение металлическую цепь с острыми зубьями,которая    этими самыми зубьями и «грызет» неподатливое дерево…

Да нет, пожалуй, все еще проще: это один из самых распространенных  и незаменимых инструментов, предназначенных прежде всего для заготовки древесины.

Тщательные, почти что археологические раскопки энтузиастов бензоинструмента показали, что история создания и модернизации бензопилы уходит своими корнями более чем на сотню лет назад. И хотя каждый более-менее  именитый производитель стремится присвоить изобретение бензопилы исключительно себе, первые упоминания о патентах на цепные электропилы встречаются уже в самом начале ХХ столетия, а цепные пилы с пневмодвигателями были известны едва ли не в середине XIX столетия. При этом шина пилы с тех пор прошла столь незначительную модернизацию и настолько напоминает современную, что становится немного стыдно за более чем 100 лет прогресса…

Тем не менее, за последние два десятилетия развитие бензотехники довольно ощутимо пошло в гору, что не может не радовать нас, конечных пользователей: инструмент стал значительно компактнее, легче, безопаснее, производительнее, удобнее… А самое главное – дешевле, и как следствие – доступнее самому широкому кругу покупателей.

Классификация и назначение

Эпоха развитого капитализма, в которую мы с Вами живем, таки со всей очевидностью доказала, что именно спрос определяет предложение, а отнюдь не наоборот. Все великое множество инструментов и прочей вспомогательной «машинерии» создано не потому, что в конструкторских бюро десятки инженеров-конструкторов маются от смертной скуки, а единственной целью: каждый инструмент помогает людям решать исключительно конкретные задачи.

Первое правило выбора инструмента: инструмент технически и конструктивно должен соответствовать тем задачам, которые Вы собираетесь решать с его помощью в определенных Вами условиях.

Как же выяснить, что именно следует выбрать из десятков предложений бензопил – и выбрать так, чтобы инструмент соответствовал «первому правилу»?

Прежде всего, следует определиться с задачами и условиями.

Как и всякий инструмент, бензопилы делятся на два класса: профессиональные и бытовые. Основное «потребительское» отличие заключается в режиме работы инструмента: бытовой инструмент рассчитан на эпизодическую эксплуатацию, в то время как профессиональный – это «рабочая лошадка» для ежедневной эксплуатации.

Бытовой инструмент в целом характеризуется относительно низкой стоимостью, что и делает его столь доступным для самых широких слоев населения, однако надо отдавать себе отчет в том, что низкая стоимость – это не подарок производителя, она не берется из ничего. Снижение стоимости инструмента напрямую связано с уменьшением затрат на производство – а откуда они берутся? Это материалы и качество узлов и механизмов, удешевленный процесс сборки.… Да, низкая цена делает инструмент доступным, но отнюдь не «за даром»: страдает общий уровень качества изделия и его ресурс.

Как следствие, бытовой инструмент в процессе эксплуатации требует регулярных перерывов в работе в связи с повышенным нагревом, приводящим к преждевременному износу и выходу из строя узлов и механизмов, он не рассчитан на серьезные объемы работ. Профессиональный же инструмент создан как раз для них и заметно отличается более высокой ценой, источником которой как раз и стали более дорогие компоненты, более сложный процесс изготовления, большее количество инженерных разработок и т.д. Зато, как говорится, профессиональный инструмент способен «арбайтен» от рассвета и до заката много-много-много дней подряд.

На первый взгляд может показаться, что с бытовым инструментом лучше и вовсе не связываться, однако это отнюдь не так - и вот почему: затраты на инструмент должны окупаться.

Многие строительные компании перед покупкой, к примеру, перфоратора, даже рассчитывают удельную стоимость одной дырки в бетоне из расчета стоимости самого перфоратора, расходных материалов к нему и оплаты труда рабочих.

Смысл в том, что никто не мешает Вам закупить самого дорогого и продвинутого инструмента с тем, чтобы в дальнейшем испытывать законную гордость от обладания им, но, с другой стороны, экономика должна быть экономной, не так ли?

Наиболее частый вопрос, который продавец задает покупателю, звучит примерно так:

 - Скажите, пожалуйста, ЧТО ИМЕННО Вы собираетесь делать этой пилой?

На это вопрос Вам непременно придется дать четкий ответ - иначе невозможно определить, что же именно подойдет Вам из всего многообразия бензопил.

Режим эксплуатации и объемы работ – это и есть главные отличия между классами, и для того, чтобы сделать правильный выбор, нужно определиться, какой тип бензопилы наиболее подходит по описанию под ваши задачи.

- Бытовая пила – эпизодическое использование на садовом участке, заготовка дров или возведение деревянных построек своими силами. 
Профессиональная пила – многократная в течение дня (и практически ежедневная) коммерческая эксплуатация инструмента, как-то: заготовка древесины, производство стойматериалов из дерева, садово-парковые работы или валка больших объемов леса.


Если Вы сделали первый шаг и определились с классом, это значит, что настало время перейти ко второму шагу и выяснить,  какие ХАРАКТЕРИСТИКИ пилы требуются Вам для успешного выполнения работы.

Основная характеристика, от которой будет зависеть Ваш выбор – это производительность пилы, т.е. то, как она справится с НАГРУЗКАМИ. Производительность пилы определяется в первую очередь МОЩНОСТЬЮ двигателя: чем мощнее пила – тем быстрее она справится с поставленной задачей и тем более тяжелые задачи сможет выполнять, конкретно – пилить заготовки бóльшего диаметра.

Мощность двигателя бензопилы чаще всего указывают в киловаттах (кВт); пилы в соответствии с мощностью двигателя принято делить на три основных группы по назначению:

<2 кВт – садовые пилы, предназначенные для ухода за садами и парками, или же профессиональные сучкорезы (если класс инструмента - профессиональный). 
2 – 3 кВт – пилы фермерского типа, предназначенные для самого широкого (и повседневного) применения в условиях фермерского хозяйства. В принципе, это самый универсальный вид бензопил, обладающий как хорошей мощностью, так и профессиональным ресурсом и выносливостью.
>3 кВт – валочные пилы, предназначенные для лесозаготовок.

Пилы второго и третьего типа бывают ТОЛЬКО профессиональными.

Таким образом, если Вам необходим помощник на даче, который будет использоваться эпизодически – смело выбирайте бытовую садовую пилу. 
Если Вы профессионально занимаетесь садово-парковым хозяйством, Вам потребуется профессиональная же садовая пила.
Если же Вы фермер или профессиональный вальщик леса… рекомендации очевидны.

Разобравшись в классах и типах бензопил и выбрав наиболее подходящий вариант, Вы заметно сузили круг рассматриваемых моделей, придя от общей массы к конкретной группе, однако для полного понимания того, какую же модель выбрать, нужно еще и окунуться с головой в омут малопонятных пока терминов, обозначений и функций бензопилы.

Прежде всего, перечислим те элементы конструкции, которые присущи каждой современной бензопиле:

Фильтры. В каждой пиле присутствует масляный фильтр (он находится в бачке для цепного масла), топливный фильтр (в бачке для топлива) и воздушный фильтр (находится под съемной крышкой, как правило, расположенной сверху на корпусе).
масляный насос. Именно с помощью него масло подается на пильную шину, смазывая ее саму и цепь во время работы
свеча зажигания обеспечивает поджиг топливной смеси в двигателе.
карбюратор обеспечивает приготовление правильной смеси топлива с воздухом и подачу его в камеру сгорания. 
антивибрационная система обеспечивает более комфортную работу бензопилой, снижая вредную для организма вибрацию.
центробежное сцепление передает вращение от двигателя к цепи, а также не позволяет цепи крутиться, когда пила находится в нерабочем режиме (кнопка газа не нажата и двигатель работает на холостых оборотах)
Экстренный тормоз цепи обеспечивает мгновенную остановку вращения цепи в экстренных ситуациях, а также защищает неопытного пользователя, срабатывая при эффекте обратного удара, иногда возникающего при работе носком шины.

В дополнение к основным функциям, присущим всем пилам без исключения, пилы могут быть оснащены дополнительными опциями, обеспечивающими больший комфорт при эксплуатации:

Праймер – система подкачки топлива в карбюратор, благодаря которой значительно сокращается время, необходимое на запуск пилы.
Облегченный запуск помогает затрачивать значительно меньше физических усилий на запуск пилы, чем это требуется обычно (что особенно ценится прекрасным полом, у которого обычно возникают проблемы вовсе не с пилением, а именно с запуском пилы). Данная опция обеспечивается наличием дополнительной пружины в стартере, смягчающей механические рывки либо раскручивающей двигатель по принципу часовой пружины.
Декомпрессор также предназначен для облегченного запуска, однако используется исключительно на пилах с мощностью не менее 2 кВт, снижая компрессионное сопротивление двигателя при запуске, т.к. при такой мощности никакая пружина уже не справится.
Рычаг воздушной заслонки перекрывает доступ воздуха в карбюратор для того, чтобы завести холодный двигатель смесью, более обогащенной бензином. В рабочем режиме заслонка должна быть открыта

Оснастка


Каждая бензопила оснащена пильной гарнитурой.Пильная гарнитура – та ее часть, которая непосредственно и 
будет пилить все то, что Вы хотите распилить. Составные части ее – это шина и цепь. Главное отличие шин друг от друга, на которое стоит обратить внимание, составляет ее длина: именно от нее будет зависеть, насколько крупные бревна сможет распилить Ваша бензопила. Длину шины обычно обозначают в дюймах:

10” = 25 см
12” = 30 см
14” = 35см
16” = 40 см
18” = 45 см

В каждой шине имеется специальный продольный паз, в который вставляются ведущие звенья бензопилы, и толщина этого паза (1.1 мм, 1.3 мм, 1.5 мм или 1.6 мм) должна в точности соответствовать толщине ведущих зубов цепи. Почти все шины оснащены оконечной звездочкой, которая облегчает трение цепи о шину во время работы, а также позволяет запиливаться носком шины, если носок шины усиленный  (звездочка закреплена 3-4мя заклепками). Некоторые садовые пилы могут быть оснащены шинами без звездочки – это никак не влияет на работоспособность, просто отсутствует возможность работать носком шины. 

 Цепь пилы должна соответствовать по шагу между ведущими зубьями аналогичным параметрам ведущей звездочки (на двигателе) и звездочки на носке шины. Шаг цепи принято указывать в дюймах, наиболее распространенные значения – 3\8” и 0,325” .

Таким образом, покупая цепь к бензопиле, необходимо быть уверенным в том, что она по параметрам подходит именно к Вашей пиле. К примеру, обозначения на цепи 3\8”- 1,3 – 50 будет означать, что это цепь с шагом 3\8” , толщиной ведущего звена 1.3 мм и количеством ведущих зубов 50.

Если Вы покупаете шину, отличную от оригинальной - шанс того, что старая цепь на новую шину не подойдет, крайне велик.  Поэтому перед покупкой всегда желательно примерить новую пару шина\цепь непосредственно на Вашу бензопилу. Даже разница всего в одно звено может оказаться критичной, в результате чего цепь или провиснет, или не оденется.

Из дополнительных принадлежностей к бензопилам Вам может весьма пригодиться такой инструмент, как напильник (в обойме) для заточки цепей. Заточить цепь как положено, разумеется, напильником не удастся, однако подтачивать слегка притупившуюся цепь вполне возможно – и даже нужно, т.к. от этого зависит эффективность пиления и даже – как это не парадоксально звучит – ресурс самой бензопилы.

С наиболее полными рекомендациями по уходу за пильной гарнитурой Вы можете ознакомиться, прочитав инструкцию по технике безопасности и уходу за шинами и цепями от ведущего мирового производителя этой продукции компании OREGON.

Горюче-смазочные материалы.

Нетрудно догадаться, что основное топливо для бензопил – это бензин, однако вовсе не какой попало. В качестве топлива следует использовать только 92-й неэтилированный бензин без «моющих свойств» и прочих химических добавок.

Двигатели подавляющего большинства бензопил («Дружбу» и «Урал» в расчет не берем) – двухтактные, их нужно кормить смесью бензина с маслом для двухтактных двигателей в пропорции 50 к 1 (на 50 частей бензина 1 часть масла)

Ниже приведена простая таблица соответствия объемов бензина и масла, которые необходимо смешивать.
Бензин    Масло

  50л        1л
  10л         200 мл
  5л           100 мл
  3л           60 мл
  2л           40 мл
  1л           20 мл

Разведенный с маслом бензин перед заливкой в бензобак следует тщательно перемешать. 


ВАЖНО! – смесь бензина с маслом хранится не более 1 месяца, т.к. масло окисляется и теряет смазывающие свойства, что приводит к выходу из строя бензопилы и НЕГАРАНТИЙНОМУ РЕМОНТУ, по стоимости сопоставимому с покупкой новой бензопилы.

Большинство производителей бензопил также выпускают и масла к ним, обозначая свои рекомендации в инструкции по эксплуатации. Известны случаи, когда СЦ отказывали в гарантийном ремонте бензопил по причине использования масла, которое отсутствовало в списке рекомендованных, поэтому на период гарантии КРАЙНЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО соблюдать рекомендации производителя относительно масел. Вообще, масла для двухтактных двигателей от разных производителей в большинстве случаев (Исключая масла Stihl – их нежелательно использовать с другими марками бензопил) совместимы с аналогами и после окончания гарантийного срока аналоги использовать не возбраняется, предварительно все-таки уточнив совместимость у продавца.

Адгезионная (обладающая свойством прилипания к поверхности) смазка для пильных цепей, совершенно необходимая для нормальной и продолжительной работы пильной гарнитуры, в принципе универсальна и не требует строгого соблюдения рекомендаций изготовителя.

Смазки иных типов использовать для этих целей нежелательно, но в случае острой необходимости можно заменить адгезионную смазку обычным моторным маслом.

ВАЖНО: категорически не рекомендуется использовать для смазки цепи отработанное моторное масло, а также легкие масла (веретенное и т.п). Стоимость замены сломанного масляного насоса значительно превысит сомнительную выгоду от подобной экономии на масле.

Техника безопасности и советы по эксплуатации.


Ответы на  вопрос «как правильно пилить?»  всегда можно найти в инструкции по эксплуатации каждого конкретного инструмента.
Главное – всегда помнить о том, что бензопила – это инструмент повышенной степени опасности, как для себя, так и для окружающих.

Поэтому, если Вы не хотите добавить в собственные устойчивые выражения фразу «Технику безопасности знаю как свои три пальца», не относитесь с халатностью и пренебрежениям к нескольким несложным правилам, которые в специально любой инструкции всегда указаны ПЕРЕД описанием инструмента.

Все правила ТБ написаны не чернилами, а кровью – относитесь к этому факту с должным уважением.

Основные советы, связанные с эксплуатацией инструмента, более чем подробно расписаны производителем в инструкции, мы же коснемся самых часто нарушаемых правил эксплуатации бензопил наиболее распространенных заблуждений.


1) СОВРЕМЕННАЯ БЕНЗОПИЛА НЕ ТРЕБУЕТ ОБКАТКИ!

Это не «Урал» и не «Дружба»! Современные пилы можно и нужно сразу же бросать в работу, причем на полном газу. Единственное условие – до выработки первого бачка с бензином не нагружать пилу сверх меры, работать только по небольшим заготовкам.
Категорически не рекомендуется проводить «обкатку» на холостых оборотах, как могут присоветовать иные «доброжелатели»: от подобных опытов ресурс пилы значительно снижается.

Всегда работайте на полном газу, иначе сожжете сцепление.

Свеча зажигания

2) КОРМИТЕ ИНСТРУМЕНТ ПРАВИЛЬНЫМИ ГСМ!

Помните, что смесь бензина с маслом не хранится дольше месяца. Наиболее распространенный способ убийства собственной бензопилы – весной заправить ее бензо-маслянной смесью, оставшейся с осени прошлого года. Это все равно что заправить пилу бензином, вообще не разбавленным маслом. Не используйте масла, не подходящие для работы в бензопилах (в том числе это касается и двухтактных масел для мотоциклов – они тоже не годятся).

Не оставляйте на длительное хранение инструмент с ГСМ внутри – масло для цепей и бензин следует слить, а все, что осталось в бензобаке, топливных шлангах и карбюраторе – выработать до полной остановки двигателя.

3) Запуская двигатель – выбирайте свободный ход шнура стартера перед рывком. Этим Вы убережете стартерную группу от повреждений.

4) Цепь должна быть натянута правильно! 

Это легко проверить: 
- аккуратно возьмитесь рукой за одетую на шину цепь и потяните ее из шины – она должна выйти из паза не более чем на глубину ведущего зуба, 
- отпустите цепь – она мягко «спружинит» обратно в паз шины
- при выключенном двигателе и тормозе цепи попробуйте вручную прокрутить цепь – это не должно потребовать значительных усилий, в противном случае натяг следует немного ослабить.

Не допускайте провиса цепи! Это чревато обрывом цепи во время работы, что может привести к травмам. В первые часы эксплуатации цепь растягивается, поэтому владельцу следует следить за натягом и своевременно подтягивать цепь.

Цепь должна быть острой; затупившаяся цепь не только замедляет работу, но и увеличивает нагрузку на двигатель, что уменьшает его ресурс.

5) В любой бензопиле расходными материалами являются цепь, шина и свеча зажигания.

Вы можете самостоятельно править цепь при помощи напильника, однако полноценная заточка возможна лишь на специальном оборудовании. Каждая цепь выдерживает в среднем 3-4 переточки, каждая шина – 3-4 полностью переточенных цепи. По окончании ресурса шину и цепь следует заменить.

Свечу следует менять примерно раз в год при наличии более-менее интенсивной эксплуатации в сезон.

6) Не забывайте своевременно промывать воздушный фильтр карбюратора – обычной мыльной водой, ни в коем случае не бензином или иными агрессивными жидкостями. Если фильтр бумажный - его промывать нельзя,  можно только заменить.


7) Статистика показывает, что самая частая причина безвременного ухода  бензопилы на свалку – это «Дал попользоваться соседу, другу, знакомому и т.д.». Если Вы все же решили дать кому-то воспользоваться Вашим инструментом – не поленитесь провести ему небольшой инструктаж, связанный с правильной эксплуатацией.

8) Прочитайте инструкцию ПЕРЕД эксплуатацией, а не после того, как в пиле что-то сломалось.

C техническими характеристиками бензопил от различных производителей Вы можете познакомиться здесь. 

Приятной Вам работы!


Возврат к списку